Семья


Институт семьи в христианстве

Христианская свадьбаКогда человек приходит к вере в Бога, то обычно он серьёзно пересматривает свою жизнь и встаёт перед выбором: каким путём пойти? Иногда приходится видеть вполне успешных семейных и деловых людей, которые, придя к вере, утрачивают мотивацию к жизни в миру и подумывают об уходе в монастырь.

Однако святые подвижники предупреждают, что для монашеского пути от человека требуется особое внутреннее расположение - как они говорят, дар к монашеской жизни и призвание Божие - а таких людей очень немного. К сожалению, часто бывает, что по неопытности за Божие призвание принимаются случайные стечения обстоятельств или когда по каким-то причинам человек не состоялся в мирской жизни.

То есть призвание к непростой монашеской жизни имеют далеко не все, и гораздо лучше быть хорошим мирянином, чем плохим монахом.

Путь мирской благословлён Богом, «спасение предоставлено, и оно возможно всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных Закону Божиему», - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Мирской путь верующего - путь доступный и приемлемый для большинства людей. В нём есть масса возможностей для творческой реализации. И одно из необходимых условий на этом пути - семейные (супружеские) отношения и, как следствие, рождение и воспитание детей.

Господь Иисус Христос, прежде своего начала служения обществу, благословил посещением Своим брачную чету и на свадьбе совершил первое чудо (Ин.2:1-11). Его ученики, апостолы, проповедуя слово Божие народам, прежде всего, вносили его в дома семейных людей.

Подлинное человеческое счастье возможно только при соблюдении нравственных законов.

Эти законы каждый человек впервые узнаёт в семье. Именно семья есть первая основа нравственного мира, а значит и счастливой жизни. От нравственного благосостояния каждой семьи зависит благосостояние и всего общества, и государства; а разрушение института семьи имеет неизбежным следствием деградацию и разрушение общества и государства. Только в семье, от отца к сыну, от матери к дочери, передаётся живой жизненный опыт прошлых поколений.

Православный священник Илия Шугаев, автор книг о важности семьи, подчёркивает: «Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа - в крепости семьи, а семья в России практически уничтожается. Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т. д.) начинается с любви в семье, поскольку семья - это единственное место, где человек проходит школу любви».

Действительно в советское время в нашей стране господствовал лозунг «Общественные интересы выше личных интересов», где в иерархии ценностей семьи не было вообще. Семья была неким абстрактным понятием и сводилась скорее к личным интересам, которые были менее важными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужны надежные люди-работники, не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье, был ненадежен для строителей коммунизма.

В современном обществе, где правит капитал, современные язычники - люди, для которых нет ничего важнее личных интересов, исполнения своих желаний и своего материального благополучия, которые полностью зависят от своих инстинктов, - всё активнее и агрессивнее пропагандируют безнравственную жизнь, то есть жизнь, нарушающую все заповеди Бога, для того чтобы создать общество идеальных потребителей, по сути - раковую опухоль на теле планеты (что подтверждается в 1 Тим. 4:1 -3).

Безнравственные активисты ради наживы пропагандируют гомосексуализм, распущенность, аборты и разводы как норму, чтобы разрушить религию, потому что только религия с помощью законов и заповедей устанавливает гармоничную иерархию ценностей, даёт нравственные ориентиры и является сдерживающим фактором для тех, кто поклоняется маммоне (материальному благополучию).

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24).

У христианина (то есть у того, кто живёт учением Христа и мыслит по-христиански, а не того, кто считает себя таковым, потому что иногда заходит в храм поставить перед иконой свечку), живущего в социуме, существует вполне определённая иерархия ценностей: Бог - семья - общественное служение (или служение людям) - личные интересы. Семья в этой иерархии стоит на втором месте после Бога, то есть имеет очень высокий статус, без которого вряд ли вообще возможна гармоничная жизнь, так как семья является нормальной средой обитания каждого человека.

В современном же обществе наибольшую ценность имеют профессиональные качества, социальное положение (престиж, регалии) и большое количество информации в голове. Общественная деятельность, работа по призванию, это хорошо. Но! Если человек не вкладывает энергию в свои семейные отношения, всё это не приносит счастья. Рано или поздно, за редким исключением, характер того человека, кто добился успеха в социуме, но пожертвовал из-за этого семейным очагом, сначала становится внутренне жёстким и принципиальным, затем такой человек начинает ощущать внутреннюю пустоту, разочаровывается в таком образе жизни и, в конце концов, впадает в уныние.

В семье главная добродетель - бескорыстная любовь. Все её члены, движимые любовью друг к другу и руководствуясь заповедями, учатся правильно проходить конфликтные ситуации, изучают на опыте, что такое доброта, честность, терпение, смирение и другие добродетели, которые помогают обрести покой в душе и вернуться обратно к Богу.

Итак, в христианском обществе семейные отношения, а также рождение и воспитание детей благословляются свыше. В заключение остаётся пожелать супружеским парам жить добродетельно и освящаться светом евангельских истин.

Александр Катилин

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание