Семья


Семья в буддизме, или отношение Будды к семье

Буддистская свадьбаСледуя учению Будды, человек должен познать себя в монашестве. Будда сказал: «Ушедшие от мира монахи, отсекшие желания, ушедшие от (земной) любви, познают источник своего сознания». Но если человек не может отказаться от материальных привязанностей и принять сан монаха, он должен создать свою семью - вступить в брак. Нужно быть хорошим мужем и женой, отцом и матерью, и тогда тоже можно пройти путь к просвещению и получить благословение. Именно поэтому Будда уделял большое значение семейным взаимоотношениям.

Жизни мирянина и семейным отношениям посвящена Сигаловада сутта (пали -Singalovada Sutta). В данной сутте даются ценные советы о том, как мирянам следует вести себя по отношению к семье и окружающим людям. Считается, что тот, кто выполняет свои обязанности, помогает семье приблизиться к счастью.

«Вот что нужно считать шестью сторонами света: мать и отец - Восток, учителя - Юг, жена и дети - Запад, друзья и партнеры - Север, слуги и работники - Надир, отшельники и брамины - Зенит. Кто пригоден для того, чтобы вести жизнь домохозяина, должен приветствовать эти шесть сторон света», - говорится в сутте.

Обязанности ребенка по отношению к родителям:
• поддерживать их,
• выполнять их обязанности,
• сохранять семейную традицию,
• стараться быть достойным своего наследства,
• раздавать милостыню в память умерших родственников.

Обязанности родителей по отношению к детям:
• удерживать их от порока,
• поощрять их делать добро,
• обучать их профессии,
• устраивать подходящий брак,
• в надлежащее время вручать им их наследство.

Обязанности мужа по отношению к жене:
• быть вежливым с ней,
• не презирать ее,
• быть верным ей,
• передавать ей полномочия,
• обеспечивать ее украшениями.

Обязанности жены по отношению к мужу:
• хорошо исполнять свои обязанности,
• быть гостеприимной к родственникам и окружающим,
• быть верной ему,
• сберегать то, что он приносит,
• быть искусной и трудолюбивой в исполнении своих обязанностей.

Согласно учению Будды, любовь - это наша потребность в других близких людях. Фраза «Я люблю тебя» чаше всего означает «Ты мне нужен». Сущность соединения мужчины и женщины - это взаимное дополнение.

Но важно понимать, что брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке.

Как и любой опыт в жизни, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Супруг является попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Сексуальность

Есть Средний путь, в котором сексуальность признается и воспринимается с пониманием, но без потворства тем ее проявлениям, которые ведут к страданиям. При этом человек перестает быть рабом своих сексуальных желаний. Буддизм учит, что только в браке мы можем испытать любовь, свободную от похоти и чувства вины, так как здесь секс становится естественным выражением глубоких любящих отношений. Буддисты считают, что сексуальные отношения вне брака приносят страдания, так как, будучи основанными главным образом на стремлении к удовольствию, а не на истинной любви, они препятствуют нашему духовному росту. Наши желания приобретают в этом случае еще большую власть над нами, и мысли о сексе заполняют наш ум. Используя других людей как средство для удовлетворения наших собственных желаний, мы никогда не сможем по-настоящему узнать этих людей. Это вносит в отношения пустоту и вследствие этого чувство одиночества. Чтобы убежать от одиночества, люди пытаются найти другого партнера, тем самым только усугубляя проблемы. Для буддистов сексуальная свобода - это свобода от власти сексуальных желаний.

Супружеская неверность

Верность в браке признается абсолютной истиной. Согласно учению Будды, с момента заключения брака мужчина должен почитать всех женщин, кроме своей жены, как мать, сестру или дочь, в зависимости от их возраста.

Будда говорит, что с безрассудным человеком, который живет с чужой женой, случаются четыре вещи: он унижает себя; его удовольствие беспокойно; люди его обвиняют; он попадает в ад. Да. Деградация души, беспокойное удовольствие, опасность преступления закона, дорога в ад. Имея в виду все это, пусть человек не охотится за чужими женами (Дхаммапада 309-10).

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание